Игровая зависимость начинается с малого.
Современное общество компьютеризировано, технически развито и активно продолжает развиваться. Появляется множество гаджетов, современных телефонов, планшетов с различными программами и приложениями. Что, естественно, очень интересно для нынешней молодежи. И далеко не все приложения дети используют для развития и научения. Чаще всего дети играют в игры на телефоне, планшете или компьютере. Тем самым все свободное время дети проводят за играми в гаджетах, теряя связь с реальным миром.
Игровая зависимость – это нарушение эмоционального фона. Когда эмоции подростка не в порядке, тогда ребенку хочется найти утешение в играх.
Зависимая личность – это своеобразный каркас, на который «нанизываются» зависимости. При этом «выбор» зависимости – стихиен. Характерные черты такой личности – несамостоятельность, неумение отказать из-за страха быть отвергнутым другими людьми, болезненное восприятие критики, нежелание брать на себя ответственность, а значит – подчинение настоящим или мнимым авторитетам. Это люди, которые не чувствуют себя комфортно в одиночестве и бегут от него всеми силами.
Компьютерная зависимость – это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Выделяют психологическую и физиологическую зависимости. Особо распространенными и опасными считаются: чрезмерное увлечение работой в сети Интернет; поглощенность общением on-line; зависимость от видеоигр.
Ключевое чувство любой игровой зависимости – азарт. Вначале человек стремится испытать эти эмоции, а затем неуклонно движется к тому, чтобы они им овладели. Тогда чувство азарта становится аффектом – глубокой и длительной эмоцией, при котором рациональный контроль существенно уменьшается. Игровая зависимость превращает жизнь человека в игру.
Если азарт достигает степени пристрастия, то это именуется аддиктивной зависимостью. Она характеризуется тем, что чрезмерное игровое стремление существует, а его удовлетворение не наступает. На этом этапе сам процесс игры превращается в цель. Болезненное пристрастие становится неудержимым, существование сосредотачивается на игровом пространстве: важно быть там, где играют. К остальной жизни проявляется холодное безразличие. Поэтому обычно зависимые игроки равнодушны, перестают следить за собой, не замечают близких.
Признаки формирования зависимости:
- Потребность во все большем времени работы на компьютере для достижения удовлетворения;
- Наличие следующих признаков (двух или более), возникающих при прекращении или значительном уменьшении времени работы на компьютере:
- суетливости;
-тревоги;
-сниженного фона настроения, чувства опустошенности;
-навязчивых мыслей о компьютере;
-активных действий, предпринимаемых для возобновления доступа к компьютеру;
-уменьшение или исчезновение вышеперечисленных признаков при возобновлении работы на компьютере.
- Непреодолимое желание и/или безуспешные попытки прекратить или контролировать работу на компьютере;
- Прекращение, сокращение, или видоизменение актуальных ранее видов социальной деятельности;
- Продолжение работы на компьютере, несмотря на явные психологические проблемы.
Большую опасность представляют из себя сетевые ролевые игры, когда игрок, вызывая у себя иллюзию социальной адаптации, подсознательно принимает свои успехи в игре за реальные достижения.
То есть в реальной жизни мы живем один раз, у нас нет в запасе второй, третьей или пятой жизни. Поэтому здоровый человек всегда оценивает свои действия, думает прежде, чем совершить какой-то поступок и лишний раз рисковать своей жизнью не будет.
В игре происходит обратная ситуация – у игрока есть задание или цель, которую он должен выполнить, при этом он имеет некоторое количество жизней в запасе. И игрок не задумывается над опасностью и риском, он просто берет и делает то, что требует от него игра, и даже, если он «умрет» в игре, у него есть возможность «воскреснуть» и начать игру заново. В реальной жизни у человека такого шанса нет.
Также опасность привыкнуть к играм в том, что в игре намного легче добиться успеха, стать лидером, заработать виртуальные деньги и т. д., чем в обычной жизни. Успешный в игре, но неуспешный в обычной жизни – вот качество игромана.
Последствия игровой зависимости:
- Человек растрачивает не только свое драгоценное время, но и силы. Исчерпав свой запас энергии в мифическом мире, в реальности человек становится равнодушным, пассивным, безразличным к другим людям и даже жестоким. Подросток также может стать агрессивным, неуравновешенным, раздражительным, безынициативным, теряет интерес к окружающей действительности.
- Снижение умственных способностей. Учеными из Японии был открыт важный феномен влияния игр на умственное развитие человека (особенно на формирующееся умственное развитие подростка). Оказывается, компьютерные игры тормозят развитие мозга, в частности его лобных долей, отвечающих за обучение и память человека.
- Негативное воздействие на психику человека. Когда человек становится одержим компьютерными играми, виртуальный мир становится для него реальным, находясь в нем, он испытывает те же эмоции, что и не одержимый играми человек в реальной жизни, только эти эмоции в несколько раз сильнее.
- Ухудшение зрения, повышенная утомляемость глаз. Человек, проводящий немало времени за компьютерными играми, вынужден усиленно напрягать свой зрительный аппарат, в результате чего мышцы глаз подвергаются серьезной нагрузке. Очень часто долгое времяпрепровождение перед экраном компьютера способно вызвать близорукость и дальнозоркость, а также различные виды конъюнктивита.
Рекомендации по профилактике игровой зависимости
Гораздо легче предупредить появление и развитие компьютерной зависимости, чем потом с ней бороться.
Старайтесь разнообразить круг интересов и занятий. Существует много занятий, которые способствуют получению удовольствия, положительных эмоций, например, совместное проведение свободного времени (поездки, прогулки, занятия спортом, танцами, семейные праздники и так далее).
Важно понимать компьютер – это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир.
Используйте «живое» общение. Следует больше общаться со сверстниками и родителями. Это поможет не только профилактике рисков, связанных с играми в компьютер, но и развитию доверительных взаимоотношений.
Следите за тем, чтобы уделять должное внимание физическим нагрузкам. Есть факт, что компьютерная зависимость реже появляется у подростков, занимающихся спортом.
Необходимо формировать навыки культуры работы с современной техникой. Целесообразнее это осуществлять на личном примере. При этом важно знать, что компьютер является лишь рабочим инструментом, помощником в выполнении учебных заданий, проектов, во взаимодействии с недоступными в определенный момент времени людьми, а не основным средством проведения досуга. Это позволит снизить ценность общения с компьютером.